Logo

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части выполнения ее обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях

24.08.2016

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части выполнения ее обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях

Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях — это основной международный правовой акт, направленный на охрану окружающей среды и защиту здоровья населения от воздействия особо опасных химических соединений — стойких органических загрязнителей (СОЗ). Цель соглашения, участниками которого являются 179 стран мира, — сокращение использования, прекращение производства и последующая полная ликвидация веществ, входящих в список, регулируемый Стокгольмской конвенцией.

Список веществ, регулируемых Конвенцией, постоянно пополняется. Изначально в него входили двенадцать веществ:

  • Дихлордифенилтрихлорэтан (ДДТ или 1-1-1три­хлор-2,2 -бис (n-хлор­фенил) этан)
  • Альдрин
  • Дильдрин
  • Эндрин
  • Хлордан
  • Мирекс
  • Токсафен
  • Гептахлор
  • Полихлорбифенилы (ПХБ)
  • Гексахлорбензол (ГХБ)
  • Полихлордибензодиоксины (ПХДД)
  • Полихлордибензофураны (ПХДФ)

Первые восемь веществ в этом списке — пестициды, производство которых прекращено, а использование находится под запретом. Исключение составляет лишь ДДТ, до сих пор применяющийся в ряде стран для борьбы с переносчиками малярии и клещевого энцефалита.

Далее в списке идут полихлорбифенилы (ПХБ). Их производство прекращено, однако они продолжают использоваться. В России имеются не менее 30 тысяч тонн ПХБ, хранящихся на складах или содержащихся в технических устройствах (трансформаторах, конденсаторах и других).

Гексахлорбензол (ГХБ) ранее применялся в качестве пестицида и гербицида, сейчас используется как компонент пиротехнических составов. Это токсичное вещество продолжает производиться.

Завершают список ПХДД и ПХДФ, которые обычно называют диоксинами и фуранами. Эти вещества никем специально не производятся и нигде не используются. Они образуются в ходе некоторых производственных процессов, а также при сжигании мусора. Один из источников диоксинов — необустроенные или плохо обустроенные свалки твердых бытовых отходов, где мусор горит или тлеет.

Совершенствование законодательства Российской Федерации в части выполнения ее обязательств, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о стойких органических загрязнителях

Диоксины и фураны выделены в особую группу, так как обладают фантастической токсичностью и сильнейшим образом воздействуют на иммунную и эндокринную системы человека. Их допустимая суточная доза (ДСД), то есть доза, которая без видимых последствий может быть поглощена за сутки, исчисляется пикограммами — величиной в миллион миллионов раз меньше грамма.

Процесс ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях нашей страной завершился с принятием Федерального закона Российской Федерации от 27 июня 2011 года № 164-ФЗ «О ратификации Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях».

20 ноября 2013 года Президент Российской Федерации В. В. Путин провел заседание Совета Безопасности Российской Федерации, посвященное обеспечению национальной безопасности в сфере охраны окружающей среды и природопользования, включая развитие международного сотрудничества в области экологии. Президент подчеркнул, что Россия — участник большинства международных конвенций, разработанных под эгидой Программы ООН по окружающей среде. Однако присоединение к некоторым важным соглашениям неоправданно затянулось. Также отмечалось отсутствие в России системы государственного регулирования в сфере стойких органических загрязнителей.

26 июня 2014 года при поддержке ЮНИДО и ОАО «РЖД», реализующих совместный Проект по утилизации ПХБ — одного из наиболее токсичных СОЗ, состоялось заседание Научно-технического совета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) на тему «Обращение со стойкими органическими загрязнителями. Возможные пути инвентаризации».

По итогам заседания в целях создания нормативно-правового механизма реализации Стокгольмской конвенции в Российской Федерации Росприроднадзор при поддержке ЮНИДО разработал ряд нормативных правовых актов, предполагающих внесение дополнений в имеющееся законодательство, а именно:

  • в Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» — определение понятия «стойкие органические загрязнители», меры государственного регулирования обращения со стойкими органическими загрязнителями;
  • в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ) — в части определения размеров административного штрафа за несоблюдение правил обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы;
  • в Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» — определение требований к обращению с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. № 370» — в части наделения Росприроднадзора полномочиями по ведению и ежегодному обновлению электронной базы данных по учету оборудования, материалов и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, мест эксплуатации и хранения оборудования, содержащего полихлорированные бифенилы, мест хранения материалов и отходов, содержащих полихлорированные бифенилы);
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» — в части наделения Минэнерго России полномочиями по разработке порядка и условий изъятия, использования и замены энергетических установок, содержащих полихлорированные бифенилы, а также разработке формы реестра оборудования электросетевого хозяйства, содержащего полихлорированные бифенилы;
  • в постановление Правительства Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 228 «О мерах государственного регулирования потребления и обращения веществ, разрушающих озоновый слой» — в части проведения рекуперации стойких органических загрязнителей из отходов перед их захоронением в объектах размещения отходов производства и потребления;
  • в приказ Минприроды России от 18 декабря 2002 года № 868 «Об организации профессиональной подготовки на право работы с опасными отходами» — дополнение примерной программы профессиональной подготовки лиц на право работы с опасными отходами в части определения основных требований, предъявляемых к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, являющимися собственниками (владельцами) оборудования и отходов, содержащих ПХБ.

ЮНИДО и Росприроднадзор проанализировали опыт зарубежных стран, уже приступивших к активному выводу из обращения оборудования и материалов, содержащих ПХБ. Анализ показал, что для начальной стадии такой работы типично наличие значительного числа предписывающих и контролирующих органов и детальная регламентация деятельности предприятий, в ведении которых находятся ПХБ-содержащие материалы и оборудование.

По мере реализации конкретных проектов по выводу ПХБ из обращения, большинство государств пошли по пути создания специализированного регулирования всех этапов обращения с ПХБ, сосредоточившись на системных аспектах и внутреннем контроле обеспечения безопасности. В результате проблему удалось решить в относительно короткие сроки.

По мнению специалистов, нет никаких видимых препятствий для внедрения в России зарубежного опыта по созданию системы безопасного обращения с ПХБ и поэтапного вывода их из обращения.

При разработке проекта постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил обращения с оборудованием и отходами, содержащими полихлорированные бифенилы» и приказа Минприроды России «Об утверждении порядка инвентаризации оборудования, материалов, использующих или содержащих полихлорированные бифенилы (ПХБ), а также ПХБ-содержащих отходов на территории Российской Федерации» Росприроднадзором был взят за основу опыт Республики Беларусь, а также подготовленные экспертами ЮНИДО аналитические материалы в части опыта других стран по регулированию обращения с СОЗ.

Проекты этих документов определяют порядок инвентаризации, идентификации, маркировки, учета оборудования и отходов, содержащих ПХБ, порядок контроля состояния оборудования, содержащего ПХБ, действия при выявленных повреждениях и утечках, а также содержат требования к хранению и перемещению оборудования и отходов, содержащих ПХБ, и безопасному обращению с оборудованием, содержащим ПХБ.

Указанные проекты нормативных правовых актов направлены на обеспечение выполнения обязательств Российской Федерации, предусмотренных Стокгольмской конвенцией о СОЗ.

В настоящее время проекты документов представлены в Совет Безопасности Российской Федерации, Государственную Думу Российской Федерации, Минприроды России, Минпромторг России, Ростехнадзор и Роспотребнадзор. В случае принятия этих нормативных правовых актов в Российской Федерации будут созданы меры государственного регулирования в части обращения с оборудованием и отходами, содержащими ПХБ, механизмы инвентаризации, вывода оборудования, содержащего ПХБ, а также утилизации (уничтожения) отходов и пестицидов, подпадающих под действие Стокгольмской конвенции.

Наталья Романовна Соколова,
начальник Управления государственного экологического надзора,
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор)