Logo

Проект ЮНИДО по экологически безопасной утилизации ПХБ

24.08.2016

— В прошлом году начались работы по Проекту ЮНИДО «Экологически безопасное регулирование и окончательное уничтожение полихлорированных бифенилов (ПХБ) на предприятиях ОАО «РЖД» и других собственников». Расскажите, в чем заключается актуальность такого проекта и какова его цель?

Директор Центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в Российской Федерации Сергей Анатольевич Коротков

— В 2011 году Российская Федерация подписала и ратифицировала Стокгольмскую конвенцию о стойких органических загрязнителях. Одна из первостепенных задач для выполнения ее положений — разработка системы экологически безопасного регулирования в отношении ПХБ, поскольку СССР был одним из крупнейших их производителей. Приоритеты в отношении мероприятий по управлению стойкими органическими загрязнителями (СОЗ) в целом и ПХБ в частности устанавливается Национальным планом выполнения Конвенции индивидуально каждой из ее Сторон. Однако в России такой план еще не утвержден, из-за чего отсутствует систематизированная государственная политика в отношении регулирования ПХБ.

Главная задача проекта ЮНИДО — создание основы для развития деятельности по безопасному регулированию ПХБ на территории РФ, а также доработка законодательной базы и частичная инвентаризация загрязненного оборудования. Данный проект является первоначальным этапом общенациональной программы по поэтапному отказу от использования ПХБ и их дальнейшей утилизации.

Проект реализуется при софинансировании Глобального экологического фонда и ОАО «РЖД», а также ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. В его рамках проводится инструментальная инвентаризация ПХБ-содержащего оборудования ОАО «РЖД», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», а также других владельцев трансформаторов и конденсаторов. Проект предусматривает создание эффективной системы сбора ПХБ-содержащих масел и их экологически безопасной утилизации, формирование специализированного центра по обучению обращению с ПХБ-содержащим оборудованием.

Среди основных целей Проекта — поддержка в области нормативно-правового и кадрового потенциала для создания системы экологически безопасной утилизации ПХБ, инвентаризация загрязненных отходов и оборудования на территории России, повышение осведомленности населения и снижение риска незаконной утилизации загрязненного оборудования.

— Чем обусловлено столь широкое распространение ПХБ в промышленности?

— ПХБ — это масляные жидкости, обладающие уникальными химическими и физическими свойствами, среди которых устойчивость к воспламенению, инертность к воздействию щелочей и кислот, термоустойчивость. Благодаря своим характеристикам, они нашли широкое применение в качестве диэлектриков в трансформаторах и конденсаторах. Кроме того, до прекращения производства они использовались в качестве хладагентов в теплообменных системах, входили в компонентный состав различных лакокрасочных и смазочных материалов.

Впервые ПХБ были произведены в США в 1929 году. В разных странах они выпускались под разными торговыми названиями: арохлор, пиранол, совтол, канехлор, сибанол. По разным данным, к началу 1990-х годов в мире было произведено от 1 до 1,5 млн тонн ПХБ, из которых около трети поступило в окружающую среду. Производство этих веществ в России было прекращено в 1993 году. К этому моменту на территории бывшего СССР было произведено не менее 180 тысяч тонн ПХБ под торговыми марками совол, совтол и трихлорбифенил.

— В чем состоит опасность ПХБ и почему так важно их правильно утилизировать?

— Опасность ПХБ для здоровья человека заключается в способности подавлять иммунитет. Кроме того, их поступление в организм провоцирует развитие рака, поражений печени, почек, нервной системы, кожи. При попадании в организм плода ПХБ приводят к развитию врожденного уродства и таких патологий, как отставание в развитии, поражение иммунной системы и кроветворных органов.

Из-за огромных объемов производства и высокой химической устойчивости загрязнение ПХБ достигло глобальных масштабов. Эти вещества легко переносятся по воздуху, не разрушаясь в окружающей среде в течение длительного времени. Сильное загрязнение пресных и морских вод вследствие неправильного обращения наряду с кумулятивными свойствами приводит к переносу этих веществ через пищевые цепи.

Кроме того, важно отметить возможность перекрестного загрязнения трансформаторов, которое может происходить вследствие неправильного использования емкостей, предназначенных для временного хранения масла в период обслуживания электрооборудования, а также при использовании установок по регенерации масла.

Утилизация ПХБ представляет значительную сложность, так как сжигание соответствующих материалов на открытом воздухе может привести к выделению не менее токсичных диоксинов. Поэтому требуется обеспечить полное разрушение молекулы. Захоронение диэлектриков, содержащих ПХБ, в большинстве случаев приводит к загрязнению грунтовых и подземных вод. Следовательно, размещение этих веществ должно строго регламентироваться соответствующим законодательством.

— Что отличает Проект ЮНИДО от имеющейся в России практики в отношении ПХБ, что нового он привнесет в систему обращения с СОЗ в России?

— Благодаря выполнению Проекта будут решены основные проблемы существующей институциональной структуры и законодательства по окружающей среде в связи с контролем обращения с ПХБ-содержащим оборудованием. Так, в ходе реализации Проекта определен список нормативных правовых актов, которые необходимо разработать, а также перечень актов, нуждающихся в дополнениях в части реализации положений Стокгольмской конвенции.

Другой важный аспект — инвентаризация маслонаполненного оборудования. В настоящий момент сложности ее проведения обусловлены неразвитостью сети лабораторий, способных осуществлять достаточно сложный, трудоемкий и дорогостоящий анализ. Созданная в рамках Проекта сеть лабораторий по анализу СОЗ с современным аналитическим оборудованием и квалифицированным персоналом позволит обеспечить доступ собственников трансформаторного оборудования к системе инструментального контроля ПХБ.

Одним из значимых аспектов выполнения Стокгольмской конвенции является информирование и повышение осведомленности общественности. Важно отметить, что командой Проекта будет оказано содействие в повышении осведомленности директивных и управляющих органов, разработке и осуществлению учебных и общественно-просветительных программ, а также в подготовке кадров. Выполнение данного компонента будет осуществляться посредством проведения публичных мероприятий, привлечения средств массовой информации к пропаганде вреда СОЗ и ПХБ в частности. Для этого будут задействованы ресурсы существующих и создаваемых информационных и образовательных центров, неправительственных и общественных организаций.

В ходе выполнения одного из компонентов Проекта эксперты ЮНИДО и специалисты компании ООО «ГАЛС» создают базу данных ПХБ-загрязненного электротехнического оборудования, которая послужит основой для разработки государственной системы учета соответствующего энергетического оборудования. В мире существует опыт создания и ведения баз данных по учету ПХБ-содержащего оборудования, однако эти базы принадлежат частным компаниям, осуществляющим его обслуживание и очистку. В России планируется создать федеральный банк данных по контролю за ПХБ-содержащим оборудованием, который может быть использован соответствующими службами (Росприроднадзор, Ростехнадзор) для осуществления надзорной деятельности.

Структура базы данных предполагает наличие информации о местонахождении оборудования, его техническом состоянии, содержании ПХБ. Ввод информации будет осуществляться собственниками оборудования и лабораториями, осуществляющими анализ электроизоляционных жидкостей. Также предполагается обеспечить доступ обычных пользователей к статистической информации о наличии и распределении ПХБ-содержащего оборудования по административным единицам. Первый пуск системы запланирован на октябрь 2015 года.

— Кто участвует в Проекте и в чем заключается выгода от участия?

— ОАО «РЖД» и ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» — первые российские предприятия, которые решились на сложную и дорогостоящую утилизацию ПХБ экологически безопасным способом. В соответствии со Стокгольмской конвенцией полная утилизация ПХБ должна быть завершена к 2028 году. Инициатива ОАО «РЖД» позволит компании не только выполнить обязательства в срок, но и создать инфраструктуру для утилизации опасных веществ в России в целом.

Строительство завода по утилизации опасных веществ, мощности которого могут быть использованы также для уничтожения отходов сторонних организаций, создание собственной лаборатории, оснащенной современным аналитическим оборудованием и имеющей квалифицированный персонал, позволят повысить доходы компании, в том числе за счет сокращения уровня экологических платежей за размещение опасных отходов и загрязнение атмосферного воздуха, природных водоемов и грунтов, а также подтвердить имидж экологически ответственной корпорации. Помимо этого, обсуждаемые в настоящее время изменения в действующее законодательство в части налоговых льгот для экологически-ориентированных природопользователей позволят минимизировать налоговые платежи, а сэкономленные средства направить на реализацию инфраструктурных проектов.

— Планируется ли расширение Проекта на другие отрасли промышленности, привлечение других участников и распространение опыта, полученного в ходе его реализации?

— Проект подразумевает привлечение других заинтересованных групп, среди которых производители трансформаторов, конденсаторов, энергетические компании, предприятия нефтегазовой промышленности, металлургические комплексы, автомобилестроительные и судостроительные заводы, к инвентаризации и утилизации ПХБ-загрязненного энергетического оборудования. Проектом предусмотрено расширение возможностей для государственно-частного партнерства, благодаря разработке благоприятной политики и соответствующих нормативных положений.

Вовлечению собственников энергетического оборудования в процесс инвентаризации и утилизации ПХБ будет способствовать создание лабораторной базы для инвентаризации СОЗ, а также производственных мощностей по их уничтожению. Стационарные и мобильные комплексы по утилизации ПХБ будут использоваться для обезвреживания маслонаполненного оборудования не только ОАО «РЖД», но и других партнеров Проекта в рамках софинансирования Глобального экологического фонда, а по его окончании — на коммерческой основе.

Опыт, приобретенный благодаря реализации совместного Проекта ЮНИДО и ОАО «РЖД», будет востребован при создании специализированного центра по обучению обращению с ПХБ-содержащим оборудованием. В этом центре планируется проводить подготовку специалистов, которые смогут участвовать в дальнейшей реализации положений Стокгольмской конвенции о СОЗ в РФ.

Создание специализированного центра по обучению обращению с ПХБ-содержащим оборудованием и материалами и их экологически безопасной утилизации является одним из приоритетным направлений Проекта. В контексте этого компонента должны быть решены задачи по широкому информированию о проблеме ПХБ-содержащих отходов и оборудования и вопросах их правильного уничтожения и обслуживания. К сожалению, производственная грамотность в этом вопросе в нашей стране все еще не велика, а компетентность соответствующих сотрудников — ключевой фактор.

В этой связи к процессам обучения планируется привлекать компетентных специалистов и организации — ФГУП «Российское энергетическое агентство», Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, Ростехнадзор и другие.